Аналитическая химия – не просто дисциплина, накапливающая и си- стематизирующая знания; эта наука имеет огромное практическое значение в жизни общества, она создает средства для химического анализа и обеспечивает его осуществление – в этом ее главное предназначение. Без эффективного химического анализа невозможно функционирование ведущих отраслей народного хозяйства, систем охраны природы и здоровья населения, оборонного комплекса, невозможно развитие многих смежных областей знания.
Ошибки при количественном анализе. По своему характеру ошибки анализа подразделяются на система- тические, случайные и промахи.
1) Систематические – погрешности, одинаковые по знаку и влияющие на результат в сторону его увеличения, либо в сторону уменьшения. а) Методические – это ошибки, которые зависят от особенности приме- няемого метода (неполное протекание реакции, частичное растворение осадка, свойство индикатора). б) Оперативные – недостаточное промывание осадка на фильтре, ошибки приборные или реактивов, неравноплечность весов. в) Индивидуальные – ошибки лаборантов (способность точно определять окраску при титровании, психологические ошибки). г) Приборные или реактивные (эти ошибки связаны с недостаточной точностью используемых приборов, ошибки лаборанта) [6,7]
2) Случайные — они неизбежны при любом определении. Они могут быть значительно уменьшены при увеличении числа параллельных определений.
3) Промахи — грубые ошибки, которые обусловлены от неправильного под- счета разновесок, поливания части раствора, просыпания осадка.
Чувствительность, правильность и точность анализа.
Чувствительность – минимальная определяемая концентрация вещества. Правильность – близость полученного результата к истинному. Точность — характеристика воспроизводимости определения от опыта к опыту. Анализ считается выполненным более точным, чем меньше различаются результаты параллельных определений между собой [8].
Абсолютная ошибка – разность между полученным результатом и истинным или наиболее достоверным значением.
Относительная ошибка – отношение абсолютной ошибки к истинному зна- чению.
Аналитические задачи и принципы аналитических определений В соответствии с определением аналитической химии как науки, занимающейся разработкой методов определения химического состава вещества, можно выделить следующие аналитические задачи:
1.Установление химического состава анализируемого объекта: — качественный анализ, который включает идентификацию1 объекта и обнаружение2 тех или иных компонентов; количественный анализ решает задачу определения содержания (коли- чество и концентрации) того или иного компонента в анализи- руемом объекте. Между качественным и количественным анализом нет принципиаль- ного различия. Качественный анализ можно рассматривать как количественный с приближенными показаниями
2.Определение структуры соединения, то есть установление взаимно- го расположения и связей элементарных составных частей в молекулах (структурный анализ).
3.Обнаружение неоднородностей на поверхности или в объеме твер- дых тел, распределение элементов в поверхностных слоях осуществляют методом локально-распределительного анализа.
4.Исследование процессов во времени в ходе производственного про- цесса.
Для решения перечисленных задач разрабатывают различные методы, основанные на зависимости свойств вещества от его состава, и составляют методики анализа. В основе методики анализа лежат принципы аналитических определений.
Принцип анализа определяется явлениями природы, лежащими в основе химического или физического процесса. [5] Например, весовой метод, в котором количество вещества определяют путем измерения массы, основан на законе всемирного тяготения; титриметрический анализ основан на законе эквивалентов – по количеству продукта реакции можно рассчитывать количество определяемого вещества; либо проводят измерение физических свойств веществ или продуктов их химических реакций. Из физических свойств используют плотность, цвет, электрическую проводимость растворов и веществ.
Комментирование закрыто.